Мы с Женей сотрудничаем уже несколько лет. Все это время в магазине DishWishes успешно продаются тарелки с воздушными шарами, посуда с якорями, блюда с бабочками, керамические горшочки с морковками, чайные пары с совушками. Да, это все работы Жени Нерозниковой.
Я давно хотела взять интервью у Жени, посмотреть как выглядит мастерская, как происходит процесс росписи, узнать, что движет человеком столь увлеченным своим делом, мастером, никогда не изменяющим своей идее.
Женя живет в наукограде Жуковский, Московская область. Работает в своей квартире, где одна из комнат полностью отдана под мастерскую. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в квартиру, это огромное количество книг и белые обои в синий горох - очень в Женином стиле.
Мы выпили по чашке кофе с кардамоном и приступили к работе: Женя села расписывать блюдо, а я брать у нее интервью.
- Женя, расскажи, как давно ты занимаешься керамикой.
- Уже 12 лет.
- Ты этому училась? 
- По образованию я художник-керамист, закончила Московский педагогический институт, Отделение декоративно-прикладного искусства, кафедру керамики.
- После учебы ты сразу пошла работать по специальности?
-  Да, я начала работать еще во время учебы. У меня были различные подработки, и творческие в том числе. Я работала художником-постановщиком в кино. Это не совсем связано с керамикой, но хотелось попробовать. Просто процесс театра и кино тоже кажется чем-то таким интригующим, какой-то отдельный свой мир. Меня это всегда завораживало. Но оказалось не мое. А на четвертом курсе я начала преподавать керамику в школе, проработала там один учебный год. Потом я нашла хорошую работу в мастерской, устроилась работать на роспись и, хотя мне нравилось преподавать, я ушла из школы - мне было интереснее работать на росписи, на творческих проектах.
- А где ты росписью занималась? Куда ушла работать?
- Это была мастерская "Кустодия", которая делает керамические сувениры на русскую тематику. Я делала роспись и некоторые модели. Я еще училась на шестом курсе, когда работала в "Кустодии". И потом, после учебы, тоже работала там. Вот у меня остались такие домики. Это мои росписи тех времен:
- Ты сразу от них ушла в свободное плавание, или еще где-то работала?
- Еще поработала в нескольких мастерских, параллельно занимаясь своими заказами. Ну, и постепенно заказов стало все больше своих, а на мастерские все меньше времени оставалось. И в итоге я пришла к тому, чтобы работать самостоятельно. Еще у меня был период, помимо работы в мастерских я работала дизайнером по шторам, мне был интересен дизайн интерьера. Я попробовала, но поняла, что хочу заниматься именно керамикой.

- Ты всегда занималась росписью или что-то еще делала?

- Еще со времен института я делала все: модели, формы, литье, глазуровку. На производстве я занималась в основном росписью. Нас там распределяли по обязанностям. Но мне доверяли делать и модели. Я сделала модели - уменьшенные копии русских наличников с резьбой. Еще сделала модель русской печи - шкатулка в виде печи. Печка внутри полая, а труба это крышка, которая поднимается. И лично для себя делала большую серию форм овощей и фруктов, вот одна из них:

- А гончарила?
- Гончарила, но как-то не пошло. Мне больше нравится процесс ручной лепки и литья. Мне это ближе.
- Ты еще делала панно различные?
- Да, панно, изразцы. Я и сейчас их делаю. Просто больше заказов идет на посуду. Но, когда есть время и желание сделать что-то творческое или заказ на тему панно, то я делаю. Сейчас как раз работаю над одним панно:

- У тебя есть постоянные коллекции, или ты делаешь керамику по индивидуальному заказу тоже?

- Так сложилось само собой, что получились коллекции. Хотя изначально я делала по наитию, что мне хочется. Приходит в голову мне идея, я ее воплощаю. Но индивидуальные заказы я тоже беру. Все зависит от того, в моих ли силах заказ, в моем ли формате работа.

- Можешь припомнить самый интересный и необычный заказ, который тебе запал в душу?

- Сложно припомнить. Каждый заказ по-своему интересен. 

- А случалось так, что ты что-то делаешь по индивидуальному заказу, а заказчику потом не нравится?
- Нет, не бывало. Заказчики всегда довольны результатом. По началу меня это удивляло. Мне сложно было привыкнуть к тому, что я делаю что-то особенное. Просто делаю и делаю. Сейчас уже привыкла.

- Почему именно такие сюжеты? Почему ты выбрала такой стиль?

- На самом деле не выбирала, так просто сложилось. Просто иногда даже в голове идею представляешь немножко по другому, но когда начинаешь рисовать, получается именно такая картинка. Видимо, это как раз они меня выбрали. Иногда бывает просят сделать что-то мужское, строгое, но это мне делать сложнее. Как-то так складывается, что хочется сделать немного сказочные и детское. Это помогает создать свой мир, который немножко мультяшный.

- Скажи, а откуда вообще приходят идеи? Когда мы только начинали сотрудничество, у тебя были якорьки, воздушные шары, потом появились морковки, вишенки, бабочки, вот сейчас очень красивая полосатая серия с монстерами. Вот откуда вообще возникают идеи? Ты смотришь Pinterest, или ты шла по улице, увидела бабочку и подумала почему бы не нарисовать ее на тарелке? 
- На самом деле, мне очень мешает просмотр других работ и Pinterest. Мне очень важно погрузиться в свой мир. Я черпаю все внутри себя. Ко мне могут прийти очень неожиданно какие-то задумки. Например, я делаю какую-то одну работу и думаю: о! а можно ведь сделать вот так!
Бывает совершенно неожиданно - как вспышка во время медитативного процесса. Может моешь посуду или только проснулся, а к тебе в голову приходит идея, и ты понимаешь, что вот это надо сделать. Все срастается.
- А случается так, что твои идеи крадут?
- Я видела попытки явного плагиата своих идей. В начале я расстраивалась, но потом решила на это философски смотреть. Я очень не люблю конфликты. Считаю их пустой тратой времени. Мне очень повезло со стилем, мои работы сложно копировать. Проще придумать или взять что-то другое. Конечно пытаются копировать, но не делают так досконально, упрощают. И в итоге копии проигрывают. А мои покупатели еще больше меня ценят. Обижаться - не обижаюсь. Для молодого художника копирование своего рода этап развития. Если художник настоящий, рано или поздно он найдет свой стиль и начнет делать что-то свое. К тому же, мои работы защищены авторским правом.
- А, кстати, про сложность копирования. Скажи, пожалуйста, ты свои идеально ровные якорьки рисуешь при помощи линейки?
- Нет! Я их рисую на глаз. На самом деле у меня есть своя система разметки.  Размечаю и чашки, и тарелки карандашом. У меня всегда был довольно точный глазомер. Мне и в "Кустодии" давали работы на графику. Мне легко давалась графика. Еще в детской студии рисования я любила графику: когда все дети хотели что-то намазать и бежать, мне наоборот хотелось проработать ровные штрихи, они меня завораживали. В жизни важно видеть конечную цель того, чего ты хочешь, а не рассматривать досконально каждый этап, чтобы не провозиться. Нас в институте еще учили: главное правило рисования прямой линии - начинать и видеть уже конечную точку, и тогда линия получается прямой. Ты рисуешь практически вслепую. Я всегда пользуюсь этим методом. Вот таким нехитрым способом у меня получается создавать прямые линии. 
- Я помню, ты рассказывала историю, что кто-то из покупателей сказал, что твоя работа не похожа на ручную, что все настолько идеально и ровно, и специально просили сделать покривее.
- Довольно часто спрашивают не деколь ли это? Часто по фото действительно сложно понять. Роспись очень точная. И мне это нравится. Для меня это показатель качества. Вместе с тем, когда ты заказываешь ручную работу, надо понимать, что будет немножко не так, как ты представляешь. 

- А расскажи, как происходит процесс создания тарелки.
- В основном посуду я делаю методом литья. Сама тарелка отливается в гипсовую форму из шликера - это глина в состоянии суспензии. Тарелка достается из формы, сушится 3 дня, обжигается сутки, потом расписывается, снова обжигается сутки, потом я глазурую и еще раз обжигаю. Делаю несколько обжигов, чтобы была возможность исправить ошибки - за это и люблю подглазурную роспись. 
То есть весь процесс довольно трудоемкий и затратный по времени. Трое суток на обжиги, трое суток на сушку и еще сама роспись. Например, тарелку с шарами я расписываю один день. Но какие-то тарелки быстрее получаются. Конечно, это не значит, что я все эти семь дней занимаюсь одной лишь тарелкой. В это же время я делаю какие-то другие стадии. Могу успеть сделать несколько простых работ и продолжать делать литье, обработку сушья и прочее. 
- В любом случае, на изготовление одной тарелки, если все идет хорошо, уходит как минимум неделя?
- Да, как минимум неделя. Еще все же благоразумно иметь запас времени на всякое неожиданное. В этом плане керамика, мне кажется, самый подверженный неожиданному финалу процесс среди ручных ремесел.
- Что тебе нравится больше всего в твоей работе?
- Если говорить про технологические процессы, то зависит от настроения. Ну, конечно, я без ума от росписи, но бывают такие дни, когда например, классно идет затирка, замывка сушья, когда ты вроде делаешь простую работу, но в тоже время погружаешься в свои мысли, и эта стадия работы вводит в определенный свой транс. Не могу определенно сказать, что мне нравится роспись, а все остальное это как добавочные функции. Они мне тоже нравятся, и с годами все больше и больше. Сначала я действительно не любила делать глазуровку. Я думала почему же мне нельзя обойтись без нее? Сейчас я получаю удовольствие от глазуровки, мне нравится доведение работы до конечных штрихов. Наоборот я в этом вижу самую казалось бы незаметную, но важную функцию. Потому что без глазуровки работа - не работа вовсе. Но если говорить в целом, мне нравится, что я делаю то, что хочу, что я предоставлена сама себе и во всех этих процессах я самовыражаюсь. Мне нравится, что меня в этих процессах ничто не отвлекает и не раздражает.
- А бывает так, что ты устаешь от всех этих процессов? Ну, вот так: ой, я не могу больше каждый день одно и тоже. Случается такое или нет?
- Я устаю, но такие мысли, что все надоело и хочется чего-то другого, что хочется все взять и бросить, у меня нет. У меня был опыт других работ, и я поняла, что керамика это мое. Просто бывают трудные моменты. Такие этапы, когда не хочется ничего делать, бывают, когда очень большой аврал или когда идет период с неожиданным браком. Нужно просто переключиться на что-нибудь, чтобы не расстраиваться. А сам процесс технологический - я от него не устаю. Наоборот. Вот это чувство, что во время процесса меня ничто не отвлекает оно снимает стресс. Своего рода, медитация.
- Это же твоя основная деятельность? Ты на это живешь? Оно тебе дает средства на жизнь и других заработков у тебя нет?
- Да. 
- А как ты продаешь? Через интернет? Или на каких-то ярмарках, выставках?
- В основном через интернет: ярмарка мастеров и инстаграм.
- А в керамических или художественных выставках участвуешь?
- Я очень рада, что сейчас такой большой выбор ярмарок. Это классно! Надо просто найти свою ярмарку. Это также как с интернет-ресурсами. На ярмарках все немножко обстоит посложнее, потому что туда надо все привезти, отвезти. Это физически сложно. Но и конечно я думаю, что все очень зависит от человека: если человек экстраверт, ему хорошо на ярмарках.
- А ты экстраверт?
- Нет. Мне как раз нравится работать из дома, то что я сама себе предоставлена, и интернет все за меня продает. Я конечно прикладываю усилия, но не такие как на ярмарках. Мне ярмарки морально даются тяжелее. Но для многих людей очень важно посмотреть и пообщаться с мастером вживую, не стоит этим пренебрегать. 
Мне очень нравится то, что сейчас стали появляться фестивали керамические. В этом году я узнала про "Керамику на траве", вернее, я про нее и раньше слышала, но как-то проходило все мимо меня.
- Ты теперь там планируешь поучаствовать?
- Да, планирую в следующем году. Мне очень нравится, что керамические арт-объекты живут в парках, люди гуляют среди них, разглядывают. Это так здорово! 
- Есть ли у тебя какой-то проект, который хотелось бы воплотить в жизнь, но у тебя по каким-то причинам не получается?
- Да, у меня полно таких проектов! Конечно в основном не хватает времени. 
- Это тоже как-то связано с росписью или что-то другое?
- Это связано с лепкой и с росписью. Как ни странно, в лепке я люблю детальность, но в плане арт-объектов мне нравится масштаб. Поэтому я люблю лепить всякие большие штуки и расписывать их. Но если говорить об арт объектах, то для меня важен их большой масштаб.
- Большой на сколько?
- Ну, мне нравятся садово-парковые композиции, скульптуры, инсталляции. Хотелось бы сделать что-то такое.

- Ты говоришь, что тебе не хватает времени, а ты не думаешь взять помощника? 
- Пока что не хочу брать помощника. Мне действительно доставляет удовольствие работать одной. Я не социофоб, люблю людей, но мне очень важно единение со своим процессом. Я не стремлюсь к расширению, нет у меня цели сделать больше и быстрее. 
- Ты представляешь свою жизнь без керамики?
- Нет. Я рада, что керамика это такой процесс, которым можно заниматься в любом возрасте. В любом состоянии. Главное, чтобы была печка. Да, я не представляю жизнь без керамики. Это уже часть меня. Хотя в процессе поиска себя у меня были мысли стать пластическим хирургом. Я думаю, что эта моя любовь к приукрашиванию, к доведению мелочей до идеальности, она таким образом вырисовывалась. Врач это классная работа. Если бы  меня был выбор, я бы хотела быть либо архитектором либо врачом. Мне нравятся эти работы. Нравится что-то создавать, улучшать.
- Керамика сейчас стала очень популярной, ты что-нибудь можешь посоветовать начинающим керамистам?
- В керамике очень важны терпение и упорство. Керамика это в первую очередь терпеливость. Нужно ждать результата и очень важно идти своим путем. Не стоит поддаваться каким-то модным веяниям. Если ты выражаешь себя с душой, то оно в любом случае найдет своего любителя, поклонника, станет ценным, востребованным. 

Работы Жени Нерозниковой можно приобрести в магазине DishWishes - посмотреть все работы.

Текст и фото - Антонина Потепалова DishWishes.ru