Когда заходит речь о способах изготовления посуды и вообще керамических изделий, большинство людей сразу представляет себе гончарный круг. Даже о ручной лепке знают не все. Что касается литья, о нём, как правило, вообще не задумываются. Многие представляют себе что-то вроде литья металла: огнеупорная форма из нескольких частей, куда, часто под давлением, заливают расплав и потом вынимают готовое изделие. С керамикой всё немного иначе.

Тут тоже нужна форма. Гипсовая, другая не подойдёт. Дело в том, что гипс способен впитывать воду. В эту форму керамист заливает шликер — сильно разведённую водой глину — и какое-то время даёт ему постоять. Гипс впитывает из шликера воду, на стенках остаётся загустевший слой. После этого остаток шликера выливают, дают изделию слегка подсохнуть и разбирают форму.

Мамонтов Андрей - один из авторов DishWishes, специализируется на изготовлении гипсовых форм и литье из полуфарфора.


Вот такой, казалось бы, нехитрый процесс. Он позволяет делать вещи с высокой детализацией в большом количестве. Если мастеру-керамисту заказали сервиз из пары десятков одинаковых предметов сложной формы, отливка — это то, что нужно.

Нерозникова Евгения - льет керамику по формам, специализируется на подглазурной росписи.

Кроме того, отливкой можно делать очень тонкостенные вещи, какие на круге выкрутить будет сложно. В основном это нужно при работе с фарфором, который способен пропускать свет. Это плюсы.

Автор - Малахова Александра. Отливает тончайшие пионы и лотосы из фарфора.

Минусы — всё остальное.

Во-первых, даже для того, чтобы отлить простую кружку, нужна форма из двух частей, а то и больше. Изготовить такую самостоятельно с первого раза сможет не каждый. Контакты мастеров-гипсомодельщиков передаются из рук в руки. Во-вторых, после отливки гипс должен хорошенько просохнуть. Это требует времени. Соответственно, чтобы делать посуду большими партиями, форм нужно много, их необходимо где-то хранить. В-третьих, не так просто получить изделие с нужной толщиной стенки. Передержал шликер в форме — изделие получилось толстостенным. Слил шликер чересчур рано — стенки получились слишком тонкими, и недосохшее изделие развалилось под собственным весом. Важно также суметь подобрать подходящую консистенцию шликера, добиться того, чтобы он был однородным и без пузырей. Но зато если керамист преодолел эти сложности, перспективы перед ним открываются широчайшие.

Мастерская Ceramum отливает по формам конфетницы-кораллы и чашки с необычными ручками, которые было бы затруднительно изготовить вручную. 
Валентина Фадеева льет чашки, чайники и пиалы, а поверх декорирует их шликером в технике пастилаж.

Всю представленную керамику, изготовленную методом шликерного литья, можно приобрести в магазине DishWishes.ru.

Фото - Потепалова Антонина.

Текст - Павлов Михаил.