Сегодня речь пойдет о фарфоре и об одной очень интересной технике декорирования.
Называется она "рисовое зерно", а фарфор, выполненный в этой технике, называется "рисовым фарфором".
Этот древний метод декорирования фарфоровых изделий по одним данным был изобретен в Китае в шестнадцатом веке, по другим - в Турции в четырнадцатом, но живет и пользуется популярностью до сих пор.
Рисовый фарфор - это чашки, пиалы, тарелки, вазы и подсвечники с маленькими полупрозрачными отверстиями, похожими на рисовые зерна. Отверстия пропускают свет, от чего создают ощущение, что фарфоровое изделие светится изнутри. 
Как это работает? 
Техника "Рисовое зерно" заключается в вырезании отверстий, напоминающих рисовые зерна, на поверхности необожженного керамического изделия и последующем глазуровании. Во время обжига глазурь заполняет отверстия, она остается полупрозрачной, в то время как остальная поверхность изделия свет не пропускает. Получаются такие маленькие окошки, через которые проходит свет.
Честно признаюсь, встретила в интернете две версии техники "рисовое зерно". По одной, в необожженную глиняную массу вставляют настоящие рисовые зерна, которые выгорают при обжиге, оставляя небольшие отверстия. По другой, использование рисовых зерен - чистый миф. Отверстия прорезаются острым предметом, а после обливаются глазурью. Я склоняюсь к тому, что оба варианта изготовления рисового фарфора правдивы.
Технику "рисовое зерно" используют не только при изготовлении штучных фарфоровых изделий. В прошлом веке в Финляндии на фабрике Arabia были созданы целые отделы, которые специализировались на производстве рисового фарфора. Технический прогресс сделал возможным производить продукцию, подражающую технике рисового фарфора и при помощи машин. Но поскольку фарфор очень хрупкий, до сих пор получить такой декор механически чрезвычайно трудно. Поэтому по-прежнему большое значение в производстве рисового фарфора имеют высококвалифицированные мастера.
Рисовый фарфор очень популярен в Китае, и используется как для для декорирования чайной посуды, так и для рисовых чаш. За счет полупрозрачных отверстий посуда становится особенно утонченной и воздушной. Чай в рисовом фарфоре смотрится волшебно.
Из мастеров, которые используют технику "рисовое зерно", мне хотелось бы отметить финскую керамистку Eeva Jokinen: "В моей работе хрупкость фарфора передается через сам декор, в диалоге между светом и тенью. Для меня свет, который проходит через глазурь, пробуждает чувство мира и спокойствия".
Ее работы нежные и невесомые, словно облака, через которые проглядывает солнце.
В России я нашла мастерскую Арт-Фарфор, которая специализируется на создании эксклюзивных изделий из фарфора по индивидуальным заказам. В том числе, мастерская изготавливает фарфор и в технике "Рисовое зерно".
Использованы фотографии с Pinterest.com, работы Eeva Jokinen, Akio Niisato, мастерской Art Far.